Социальные сети. Типы клиентов от которых стоит уходить

Многие из представителей бизнеса слышали о том, что социальные сети можно использовать для продвижения. Некоторые являются завсегдатаями социальных медиа и знают, что можно создать группу и набирать туда участников. Но, как это делается и с какой целью, представляют плохо. Другие знают о социальных сетях больше остальных, даже знакомы с примерами их использования для бизнес-целей. Но в целом, не растекаясь мыслью по древу, всех клиентов можно разделить на несколько групп:

1. Желанные

Это те, кто может обладать разной степенью осведомлённости о возможностях социальных медиа и, обращаясь к вам за услугой, готовы выслушать ваши предложения, обсудить цели и начать работать. При этом они согласны оказывать со своей стороны максимальную помощь, всегда готовы корректировать стратегию согласно сложившейся ситуации, понимают необходимость долгосрочного сотрудничества.
Социальные сети. Типы клиентов от которых стоит уходить

В этом случае особенно добавить нечего, честь и хвала таким людям. И огромный плюс в том, что такие клиенты есть. Минус – их меньше тех, о которых речь пойдёт ниже.

2. Неуверенные… точнее нет, наоборот – слишком самоуверенныe

Обладают разной осведомлённостью о методах работы в социальных медиа. Готовы выслушать ваши предложения и цели и, более того, готовы начать работу. Но потом начинается самое интересное.

Если сначала человек согласен выполнять ваши рекомендации и прислушиваться к вашим предложениям, то затем некоторые «моменты» перестают его устраивать. Это может быть медленный рост численности сообщества, отсутствие активности и т.п.

Типичные примеры:

Мы хотим, чтобы у нас в группе была активность. И вот мы консультировались с другим агентством, оно много работало с компаниями нашей тематики. Они продвигаются через форумы. Давайте в нашей группе ВКонтакте сделаем так, чтобы там было общение по типу форума.
Или
Знаете, мы видели, что у других компаний так много пользователей в их сообществах. Почему же у нас их так мало? С чем это может быть связано?
Социальные сети. Типы клиентов от которых стоит уходить
Примеров много, и нет смысла перечислять их все. Это реальные случаи из практики. И такие клиенты будут постоянно находить, к чему придраться, и в конце концов могут вообще отказаться оплачивать работу. Кстати, об этом, в том числе, и будет идти речь ниже – о денежном отношении с клиентами.

Проверено уже много раз и не только нами: убеждать в своей правоте неверующих – самое последнее дело. Жалко терять клиента? Да. А ещё более неприятно терять интересный проект. Но если вы откажитесь от малого сейчас, у вас появится время на то, чтобы сделать гораздо больше.

Как сказал Михаил Сливинский на конференции SEOMoscow 2012: «Не бойтесь отказываться от плохих клиентов. Бизнес будет здоровее!»

Клиент, которому невозможно угодить, чтобы вы ни делали, отнимет у вас очень много времени и сил. Но как только вы откажетесь от проблемного клиента (именно клиента, уровень сложности проекта не имеет значения), у вас появится время на то, чтобы приобрести больше хороших клиентов с интересными проектами.

Вас пугает возможный негатив со стороны бывшего заказчика? Взгляните на это с другой стороны: рассказав про ваш опыт будущим потенциальным заказчикам, вы не только нейтрализуете возможный негатив, но и продемонстрируете свой профессионализм. Вы покажете, что работаете на результат и прикладываете для этого все силы. Вы исполнитель услуг, а не наёмный работник, и заказчик не ваш работодатель. Если вы считаете, что требования не имеют конструктивных оснований, значит, вы не будете их выполнять.

3. «Очень неуверенные» и «очень экономные»

Вы знаете, да, я слышал, что социальные сети можно и использовать… Но поймите: я в этом ничего не понимаю! Давайте вы мне сначала покажете результат, а потом я уже заплачу.

Таким клиентам можно сразу указывать на дверь. Какой результат сможет удовлетворить этого заказчика? Быстрого роста продаж не будет. А иной результат, скорей всего, не будет им расценен как положительный.
Социальные сети. Типы клиентов от которых стоит уходить
Среди клиентов подобного рода встречается много экономных. Возможность бесплатного продвижения бизнеса в социальных сетях будоражит умы предпринимателей.

Чтобы не быть голословными, приведём пример, который хорошо иллюстрирует всё вышесказанное.

Недавно к нам обратился потенциальный клиент. Внимательно выслушав наши предложения как по SMM, так и по SEO, он попросил отправить ему по почте план работ. В ответ мы выслали ему предварительный план, который включал выбор площадок, план мероприятий, а также запросы, по которым планировалось продвигать сайт.

Спустя какое-то время этот клиент заявил, что наши переговоры затянулись, и он подключил «молодых бойцов», чтобы они начали работу. Но при этом по-прежнему говорил, что хочет с нами сотрудничать. Мы со своей стороны снова назначили ему встречу, на которую он приехал уже с «молодыми бойцами». В процессе разговора клиент всё время жаловался на то, что мы говорим слишком «абстрактно». Ему хотелось бы больше конкретики. Как создавать аудиторию и т.п. Думаю, вы поняли, зачем он хотел услышать детали. В ответ клиент получил ультиматум: если работаем, то вот договор, вот счёт для оплаты, после этого будем говорить более конкретно. Согласно покивав, он удалился. А дальше было ещё интереснее.

Спустя месяц после встречи клиент написал, что ему нужны наши подробные портфолио с детализированными отчетами, чтобы показать их партнёрам. Возникает вопрос: разве в портфолио описываются все тонкости реализации проекта, не говоря уже о SMM-продвижении в целом?

Предварительное резюме понятно: старайтесь работать с клиентами первого типа. Как их найти? Это несложно – сложнее распознать остальных. И вот что можно для этого сделать.

Сначала деньги, потом стулья, и никак иначе!

Работать только по договору с предварительной оплатой ваших услуг. Если вы фрилансер, то с авансовым платежом не ниже 50%. Даже если заказчик ваших услуг ваш давний друг и вы в курсе его проблем. На почве денег легко можно испортить отношения даже с близкими родственниками, не говоря уже о друзьях и знакомых.

Нет оплаты – нет работы. У заказчика могут быть разные ситуации, которые он приводит в оправдание отсрочки платежа. Но проблемы с кишечником ковбоев не касаются.

Крупные скидки – у крупных поставщиков

Следует ли предоставлять скидки вашим потенциальным клиентам?

Наше твердое убеждение: небольшую скидку можно предоставить на пакет услуг или в случае, если заказчик приведёт ещё нескольких клиентов. В данном контексте рекомендую почитать книгу Дмитрия Кота «Как не съесть собаку», где отлично описаны условия предоставления скидок и методы отстройки от конкурентов без снижения цены.

Памятка заказчику: бесплатных пирожных не бывает

Все хотят сэкономить, но не понимают, что результата без вложений нет! Фраза « Вы сначала покажите нам результат, а потом мы заплатим!» не работает. Впрочем, об этом мы уже говорили. И мы убеждены, что таким людям надо сразу указывать на дверь. Мы понимаем, что заказчики боятся нарваться на жуликов. Но одно дело – пытаться обезопасить себя от недобросовестных исполнителей, и совсем другое – пытаться сделать из будущих исполнителей работников уровня гастарбайтеров.

Не хотелось бы никого обижать, но именно такой вывод и напрашивается после общения с подобными клиентами. Если вы недостаточно хорошо изучили рынок и особенности использования социальных сетей для продвижения бизнеса, вам в помощь профильные издания, конференции, семинары, блоги и форумы. Предлагая свои услуги, хорошее агентство всегда чётко формулирует цели клиента, предлагает методы продвижения и далее по ходу работы вносит коррективы в стратегию мероприятий. В SMM привязаться к одним показателям эффективности, которые напрямую связаны с ростом, недостаточно. Но это не должно давать повод заказчику интерпретировать работу специалистов как неудовлетворительную, придумывая новые абсурдные цели и показатели эффективности, к ним привязанные.

Комментарии

Статьи